Развитие крестово-купольной системы

Все о кирпичах

Кирпичи: все что нужно для выбора и покупки кирпича

Пути развития крестово-купольной системы (как впоследствии и других систем) диктовались многими условиями - градостроительными, идеологическими, утилитарными и другими, предъявляемыми к церковным постройкам в различные периоды, а также финансовыми возможностями. В течение 300-400 лет со времени возведения первых, наиболее значительных и дорогих соборов Древней Руси вплоть до строительства московских кремлевских соборов, в городах, монастырях и посадах строились, главным образом, сравнительно небольшие и недорогие храмы, - одноглавые (редко трех-или пятиглавые), трехнефные, четырех-шестистолпные.

По характерным конструктивным признакам храмы крестово-купольной системы можно разделить на три основные типа:

  1. рядовые, традиционные арочно-стоечные системы, перекрытые сводами в одном уровне с центральными подпружными арками;
  2. системы с повышенными центральными подпружными арками;
  3. системы с пониженными углами.

В зданиях первого типа общий уровень подпружных арок и цилиндрических сводов перекрытия соответствует линейному однорядному расположению закомар на фасадах.

Угловые части нефов в некоторых случаях перекрыты половинами цилиндрических сводов. Продольная ориентация угловых сводов (большинства перекрытий) способствует сбору нагрузок преимущественно на подпружные арки продольного направления, передающие распор на главные жесткостные элементы объема - апсиды.

Внутренними элементами жесткости служат диафрагмы, образуемые жестким соединением близко поставленных столбов и наружных стен с помощью двух ярусов арочных перемычек (перекрытия и хор) или сплошного заполнения. Пилоны апсид и восточных столбов часто объединяются в сплошные стенки с низкими проемами для прохода. В шестистолпных соборах дополнительной продольной жесткостью являются подпружные арки и столбы западного модуля (нартекса).

Для сравнительно крупных или высоких объемов XII- XV вв. характерны дополнительные внешние жесткости, например, высокие притворы с трех сторон (против рукавов креста в церкви Параскевы Пятницы (1207 г.) в Новгороде и церкви Михаила Архангела в Смоленске (1190-е гг.), лестничные башни (новгородский Георгиевский собор Юрьева монастыря) или наружные галереи и приделы. В шестистолпном черниговском Спасском соборе (1036 г.) пространство между подкупольными столбами в направлении восток-запад заполнено двухъярусными арочно-стоечными диафрагмами. В грандиозных пятинефных Софийских соборах Киева (1037 г.) и Новгорода (1045-1050 гг.), строившихся, видимо, при участии византийских мастеров, пространственная жесткость обеспечивается также многопролетностью системы со ступенчатым снижением линии распора от высокой центральной части к более низким крайним нефам.

В силу того, что боковые подпружные арки, несущие цилиндрические своды рукавов креста, располагаются в любом случае ниже центральных подпружных арок, распор последних, приложенный в уровне шелыг боковых арок (рис. 1.3, 1.4), воспринимается ими как горизонтальная нагрузка, и суммарный распор трехпролетной системы опускается приблизительно на уровень пят боковых арок.

Рис. 1.3. Ступенчатое снижение уровня распора Нс многопролетной системы Софийского собора Киева (1037 г.)

Это обстоятельство эффективно использовано в сооружениях второго типа, где своды рукавов креста и их подпружные арки значительно (на 1, 0 м и больше) опущены по отношению к главным подпружным аркам, на столько же снижен против обычного уровень приложения суммарного распора к элементам жесткости.

Рис .1.4. Принцип снижения уровня распора Нс в системах с повышенными подпружными арками или с пониженными углами

Другой способ снижения уровня общего распора системы заключается в передаче части распора сводов креста на угловые пониженные и, следовательно, наиболее жесткие части объемной конструкции. Перекрывающие их половинки цилиндрических сводов, упираясь шелыгами в пяты средних сводов, работают как ползучие арки или аркбутаны.

Солидное снижение уровня распора в системах II и III типа позволило зодчим заметно увеличить высоту зданий, - по выражению архитектора П. Н. Максимова, «самое дорогостоящее измерение». В этом смысле особый выигрыш давало сочетание повышенных центральных подпружных арок с пониженными углами - уровень распора системы снижался приблизительно в 1,5-1,8 раза. Что же касается возможности передачи нагрузки от высокоподнятого барабана непосредственно на наружные стены или опущенные углы, минуя центральные столбы, - это явление могло быть лишь при деформациях системы или просадках центральных столбов, как произошло, например, в церкви Прокопия в Новгороде.

Храмы с пониженными углами имеют характерное треугольное или трехлопастное завершение фасадов, одну главу одну-три апсиды, посводную или восьмискатную кровлю Повышенные подпружные арки могут декорироваться одним-двумя рядами кокошников или скрыты конструкцией кровли

Пониженные угловые своды нашли применение в памятниках Смоленска и Новгорода с конца XII в. - церкови Михаила Архангела (1190-е гг.), церковь Рождества в Перыни (I пол. XIII в.). Повышенные подпружные арки и ступенчатые своды впервые применены, видимо, в черниговской Пятницкой церкви, позднее в псковских и московских постройках. Наибольшее распространение обе систему имели в XIV-начале XVI вв., когда были возведены такие известные сооружения, как церковь Спаса на Ильине в Новгороде (1374 г.), Спасский собор Андроникова монастыря (кон. XIV-нач. XV вв.), собор Рождества Богородицы Саввино-Сторожевского монастыря (1405 г.).