Все о кирпичах

Кирпичи: все что нужно для выбора и покупки кирпича

Знаки на кирпичах в виде меток

Суббота, 20 марта 2010 г.
Рубрика: Кирпичное производство Древней Руси
Метки: | | | | | | | | | | | | |
Просмотров: 2589
Подписаться на комментарии по RSS

Еще один вид знаков — метки, т.е. знаки, исполненные каким-то инструментом и даже просто пальцем па постелистой стороне кирпича. Они были в употреблении в Чернигове и отчасти в Киеве (Успенский собор Печерского монастыря). По рисунку метки довольно просты: это полосы, кресты, иногда буквообразные изображения, а иногда изображения, напоминающие княжеские знаки (рис. 23).

Знаки на кирпичах в виде меток

Рис. 23. Метки на кирпичах. Чернигов. Борисоглебская церковь.

Метки встречаются и на кирпичах со знаками на торце. Таким образом, метки и торцовые знаки не могли заменять друг друга; очевидно, что функции их не идентичны. Количество кирпичей с метками обычно значительно меньше, чем кирпичей со знаками на торце. В черниговском Борисоглебском соборе, где метки особенно многочисленны, отмечено, что лекальные кирпичи одного тина большей частью имеют однотипные метки.

В том же памятнике сделано наблюдение, что однотипные метки часто концентрируются па одном участке здания. Очень вероятно, что метки играли роль счетных знаков, т.е. выполняли ту же функцию, что и клейма.

Наконец, есть еще один вид знаков, известный по кирпичам двух строительных центров Руси — Переяславля и Владимира-Волынского: параллельные полосы, нанесенные на постелистую сторону кирпича каким-то инструментом типа гребенки. Полосы эти, как правило, имеют волнообразные очертания, гораздо реже— прямолинейные (рис. 24).

Знаки на кирпичах в виде меток

Рис. 24. «Расчесы» на кирпичах. Владимир-Волынский Церковь. • Старая кафедра».

Часто полосы-«расчесы» покрывают всю поверхность кирпича (сплошное рифление); направлены они всегда вдоль длинной его стороны. Обычно «расчесы» очень разнообразны как по расстоянию между линиями, так и по «шагу» волн.

Экземпляры, имеющие такие «расчесы», составляют примерно около 5 % от общего количества кирпичей здания. Очень возможно, что этот вид знаков — производственный и по назначению совпадает со знаками на торцах, которые как раз в Переяславле и на Волыни не применялись. Кроме Переяславля и Волыни «расчесы» обнаружены также на кирпичах Успенской церкви на Подоле в Киеве. 57

Иногда на постелистой стороне кирпичей встречаются рисунки, процарапанные палочкой по сырой глине. Эпизодичность появления таких рисунков свидетельствует, что они не играли никакой роли в процессе изготовления кирпичей или в строительстве. Это плоды самодеятельного творчества «плинфотворителей», представляющие интерес не с производственно-строительной стороны, а лишь как образцы народного Искусства (рис. 25).

Знаки на кирпичах в виде меток

Рис. 25. Рисунок на кирпиче. Киев. Подол. Подъемный материал.